О кафедре
Кафедра была создана в 1971 г. и называлась кафедрой второго языка. Первым ее руководителем был доц., канд. филол. наук Р. Л. Ковалевский, затем 1975— 1986 кафедрой руководил проф., доктор филол. наук В. И. Шаховский, с 1985 по 1989. — проф., доктор филол. наук В. И. Карасик. С 1992 г. она переименована в кафедру германских и романских языков, и ее возглавляет канд. пед. наук, доцент Сагипа Шамильевна Канатова.
Кафедра гордится сотрудничеством с Е.С. Полат, доктором педагогических наук, профессором, основателем и бессменным руководителем до 2007 года лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Полат Евгения Семёновна – является автором исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практике дистанционного обучения; личностно-ориентированным педагогическим технологиям, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования. До конца своих дней Е.С. Полат была предана идеям гуманизации образования.
Современная кафедра ГРЯ
В настоящее время на кафедре работает 16 человек (10 доцентов, 4 старших преподавателя и 2 ассистента) — педагоги с большим стажем (35—40 лет работы в вузе), 3 преподавателя имеют ученую степень кандидата педагогических наук, 7 — кандидата филологических наук, ст.пр. Бровикова Л.Н. успешно защитила в апреле 2013 г. кандидатскую диссертацию, 2 человека — ст.пр. Бульбенко Е.С. (соискатель), и асс. Терехова С.А.(аспирант) завершают работу в текущем году над кандидатской диссертацией и выходят на защиту, 1 человек учится в магистратуре (Захарова К.А.).
Атмосфера профессионального совместного творчества помогает осуществлять главную задачу кафедры — внедрение инновационного стиля научно-педагогического мышления, совершенствование традиционных форм аудиторной и внеаудиторной работы на основе оптимального сочетания принципов дистанционного обучения с традиционным обучением c целью поддержания познавательного интереса студентов к изучению иностранных языков и повышения качества обучения и пофессиональной подготовки учителей иностранного языка.
В рамках совместной работы кафедры ГРЯ и базовых школ проводится учебно-воспитательная и стажерская практики студентов 4-го и 5-го курсов по специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью «Иностранный язык».
Профориентационная работа кафедры
В течение многих лет кафедра ГРЯ сотрудничает со школами, в которых созданы необходимые условия для успешного прохождения практики по дополнительной специальности студентами 4 и 5 курсов. В число образовательных учреждений, где работают педагоги высокой квалификации Панютина Н. И., Ильинская Н.Г, использующие в учебном процессе современные технологии, входят гимназии № 1, 3, 5, 14, лицей № 8, лицей № 9, «Олимпия», СОШ № 35, 81, 84. Во время прохождения практики студенты знакомятся с современными методами в преподавании иностранных языков и передовым педагогическим опытом, а также имеют возможность применить приобретенные в вузе компетенции на практике, оказывают помощь учителям в организации воспитательной работы, организуя различные формы внеклассной работы по предмету (КВН, викторины, конкурсы, проекты).
Важным условием эффективной организации практики кафедра считает обязательное участие преподавателей вуза в качестве групповых методистов, у которых студенты могут своевременно получить необходимую практическую и консультационную помощь. Групповые методисты проводят лабораторно-практические занятия по школьным УМК, совместно с практикантами посещают, а затем анализируют уроки учителей и студентов-практикантов, обращая внимание последних на организационные и методические трудности при проведении урока. При этом особый акцент делается на применении современных технологий при обучении иностранным языкам. В течение всего учебного года на сайте кафедры действует рубрика «В помощь стажеру».
С 25.11.10 на кафедре германских и романских языков стало традицией проведение круглых столов-обсуждений с участием факультетских руководителей практик, групповых кураторов, методистов школ и делегатов студенческих групп. Целью этой формы сотрудничества с работодателями является обсуждение: итогов практик; вопросов сформированности профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков (уровень знаний теории и методики преподавания иностранного языка, владение технологиями организации учебного процесса по иностранному языку, в том числе владение современными педагогическими технологиями обучения иностранному языку (проектная методика, технологии обучения в сотрудничестве, ИКТ и ДОТ); оптимизация организации и проведения учебно-воспитательной и стажерской практик. Разработанные сотрудниками кафедры рефлексивные анкеты позволяют определить уровень сформированности профессиональной компетенции студентов, а также выявить трудности, с которыми сталкиваются студенты во время прохождения практик.
Использование современных образовательных технологий
Преподаватели во главе с зав. кафедрой ведут большую работу по внедрению и использованию новых педагогических и информационно-коммуникативных технологий (Творческая мастерская) в процессе обучения английскому, немецкому и французскому языкам, широко применяют проектную методику, регулярно издают учебно-методические пособия для студентов. Доцент С.Ш. Канатова занимается созданием модели интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранным языкам на языковом факультете, особое внимание уделяется организации СРС при обучении иностранным языкам с помощью обучающей платформы Moodle. Это перспективное направление предоставляет студентам возможность on-line и off-line общения на изучаемом языке на основе дидактических ресурсов обучающей платформы Moodle и кафедрального учебного сайта, благодаря созданию оптимальной информационно-образовательной среды кафедры.
Одним из основных достижений кафедры является обучение комментированию и анализу художественных и публицистических текстов с целью развития критического мышления студентов, умений так называемого «интеллектуального и коммуникативного чтения», которое, затрагивая личность студента, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации.
С сентября 2004 г. по январь 2008 г. кафедра германских и романских языков принимала участие в проекте заочного обучения по программе «Преподавание немецкого языка в теории и на практике», проводимом немецким культурным центром им. Гете (Goethe-Institut). Участие в этом проекте позволило сотрудникам кафедры. преподавателям немецкого языка, ознакомиться с новейшими достижениями в методике и дидактике преподавания иностранного языка.
Участие кафедры в международных проектах
Проект «Дни Австрии в Волгограде» впервые состоялся в октябре 2007 года на базе кафедры ГРЯ. Был подписан договор о сотрудничестве между Федеральным Министерством образования, искусства и культуры Австрии (МОИКА) и ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный педагогический университет» (ВГПУ). 24.09.13 г. договор продлевается на очередные три года. Результатом настоящего соглашения является осуществление стажерской практики австрийскими студентами и магистрантами на уроках немецкого языка на кафедре ГРЯ, а также ежегодные лингвострановедческие и лингвометодические семинары для преподавателей школ, колледжей, университетов,посвященные различиям и сходствам двух европейских культур Австрии и Германии в области языка и культуры (См.: «Дни Австрии 2009», «Дни Австрии 2010», «Дни Австрии 2011», «Дни Австрии 2012». Кроме того, преподаватели и студенты кафедры имеют возможность участвовать в совместных с МОИКА и Австрийского культурного форума международных проектов (программа обмена, участие в стипендиальных программах, семинарах и конференциях).
Центр австрийской культуры
04.10.11 при кафедре ГРЯ открыт «Центр австрийской культуры» в целях укрепления сотрудничества в области образования и культуры между Австрией и Россией; для стимулирования интереса к культуре Австрии, для улучшения взаимопонимания и дружбы между народами двух стран; а также содействия ВГПУ в интенсивном развитии всех видов деятельности в области учебных, научных и культурных связей с научными, образовательными и общественными организациями, а также государственными структурами Австрии; формирования устойчивой культурно-языковой немецкоязычной среды на базе Центра; создания условий для совершенствования у обучаемых и преподавателей иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций. С 2012 начал работу Читальный Зал Австрийской библиотеки. Книжный фонд ЧЗ вносится в электронный каталог библиотеки ВГСПУ и может быть доступным всем желающим.
Кафедра интересно и творчески работает со студентами не только в учебно-методическом и воспитательном плане, но и в исследовательском и профессионально-творческом. Преподаватели кафедры руководят стажерской и методической практикой студентов, а также курсовыми и выпускными квалификационными работами, многие из которых отмечены как лучшие на научно-практических конференциях и рекомендованы к изданию во внутрифакультетских сборниках. Преподаватели постоянно принимают активное участие в семинарах и международных конференциях. Ведущие преподаватели кафедры на протяжении многих лет сотрудничают с Центром повышения квалификации, передавая учителям накопленные знания и делясь опытом работы с инновационными технологиями.
Творческая инициатива и активность сотрудников кафедры, приверженность идеям научных школ ВГСПУ и концепции обучения иностранным языкам на современном этапе определяют развитие перспективных направлений работы кафедры, одним из которых может стать реализация идей дистанционного обучения в условиях преподавания иностранного языка как дополнительной специальности. Кафедра активно сотрудничает с факультетом дополнительного образования ВГСПУ, где с 2007 года преподавателями кафедры германских и романских языков осуществляется подготовка по специализациям «Деловой иностранный язык» (немецкий, английский, французский) и «Новейшие технологии в обучении иностранным языкам» с дипломом государственного образца. С 2013 г. предлагаются также программы «Профессионально-ориентированный иностранный язык» и «Деловой иностранный язык в сфере туризма и спорта».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.